ул.Кирова, 77
Телефон, факс: (42337)-38-4-68
E-mail: sirotaartem@mail.ru
Ребенок – это радость, ребенок – это счастье, ребенок – это труд, великий, непрерывный, созидающий. Но этот труд становится всеобъемлющим, требующим от родителей всей их жизни без остатка, если у ребенка есть проблема со слухом.
Проблемы со слухом рождают проблемы с речью. Проблемы с речью рождают проблемы с развитием словесно-лигического мышления, проблемы становления личности, проблемы в адаптации ребенка в обществе слышащих детей.
Разорвать этот прочный круг может только совместная работа педагогов и родителей, понимание мамами и папами, бабушками и дедушками своей главенствующей роли в развитии речи ребенка.
Есть несколько вопросов, которые всегда интересуют родителей в первую очередь: как разговаривать с ребенком, имеющими недостатки слуха, о чем?
Как? Так же, как разговариваете с окружающими людьми: голосом нормальной громкости, не замедляя и не убыстряя темп, не утрируя артикуляцию. Существует простое правило общения с неслышащим человеком: если он не понял обращенную к нему речь с первого раза, нужно повторить фразу, слово сначала устно-дактильно, а затем – слухо-зрительно.
Очень часто родители не хотят. Чтобы их ребенок знал дактильную форму речи и пользовался ею при общении. Скажите, если ребенок болен, будете ли Вы использовать все доступные средства, чтобы помочь ему? Бесспорно, да! Почему же Вы готовы отказаться от дактильной речи, которая повторяет каждую букву письменной речи и помогает ребенку правильно воспроизвести многообразные формы существительных, глаголов, прилагательных.
Нет языка более сложного и многообразного, более трудного, но и более красивого, чем русский язык, поэтому овладеть всеми его словами можно, используя письменную, дактильную и устную формы речи в единстве. Другое правило, которое необходимо твердо запомнить: если ребенок допустил ошибку, он должен правильно произнести звук, слог, затем – все слово.
О чем разговаривать с ребенком, как и когда учить его говорить? Всегда и везде. Человек познает мир, начиная с младенческого возраста. И это познание не заканчивается никогда. Представьте себе, что у вас амнезия. Вы заходите в свой дом, в свою квартиру, в свою комнату. И не знаете ничего! Так же трагически беспомощен и глухой ребенок. Без специального обучения он не знает названий ни одного предмета, ни одного действия, ни одного признака. Если слышащие дети большинство слов и фраз усваивают в процессе не произвольного запоминания, то наши нуждаются в каждодневном, ежечасном обучении. Мы восхищаемся энергией детей. Внутри каждого из них – «моторчик», который не дает им ни минуты сидеть на месте, требует от них постоянной деятельности. Деятельность и речь, речь и деятельность связаны неразрывно. Именно познание речи в процессе деятельности является одним из основных принципов обучения глухих детей. Ребенок наиболее эффективно узнает значение слова в процессе умывания, одевания, приготовления еды, просмотра фильма, бегания, то есть в процессе выполнения любого действия.
Действовать наши дети могут отлично, ловко, быстро, по подражанию. А речь должны им дать самые близкие люди – родители. Ребенок должен проговаривать с вашей помощью каждое свое действие. Что он будет делать? Что сделает? Что делает? Что делал? Что сделал? Я буду умываться, умываюсь, умывался, умылся.
Есть одно нехитрое правило введения в активный словарный запас детей новых слов и предложений. Обязательно давайте варианты высказываний: рассказ написал писатель, рассказ написан писателем и т.д. Глухие дети усваивают слова и предложения в результате многократного повторения их в разных вариантах. Не разрывайте словесную цепочку: «предмет» и «действие предмета», «имя существительное» и «глагол», иначе у ребенка будет низкопробная речь «иностранца», состоящая только из слов, называющих предметы и действия.
Часто родители бояться отправлять ребенка в специальную школу, в «страну глухих». Но пребывание ребенка в среде слышащих людей не дает ему возможности автоматически овладеть речью. Речевую среду для ребенка с недостатками слуха нужно создавать. Надо учить и слышащих людей общаться с глухим человеком. Зачастую слышащие люди при общении с глухими говорят не искаженном языке, изобилующем аграмматизмами. Речь любого человека должна быть грамматически, стилистически, орфоэпически правильной, служить образцом для людей с недостатками слуха.
Научите своего ребенка фразам, необходимым при поддержании разговора на разные темы. Наши дети во многом учат русский язык как иностранный, поэтому мы их учим, как здороваться, как знакомиться, как расспросить о дороге, как разговаривать в магазине и т.д.
Если мы научим наших детей говорить обо всем, что видим, о чем мыслим, чувствуем, тогда речь станет их сущностью, и окружающие станут воспринимать их так, как воспринимаем их мы: добрыми, чистыми, лучшими людьми на свете.
Федрунова А.Н., учитель-дефектолог.
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.